Сочинение-интервью «Без срока давности»

Никто не забыт, ничто не забыто

Ольга Берргольц

   Говорят, что в каждой семье есть герои, которые пережили ужасы войны. Есть герои, которые прошли дорогой войны, и заслонили собой от беды человечество. Они заглянули в глаза смертельной опасности. В каждой семье свой герой. Эти люди приблизили нашу страну к Победе. И герой, о котором я сегодня напишу сочинение, не стал исключением. Я напишу сочинение в виде рассказа-интервью, взятого у его племянника Костарева Александра Николаевича, который проживает в нашем городе Лангепасе, а не у самого Героя боевых действий, к большому сожалению его уже давно нет в живых (1977 год), но он идёт маршем  в Бессмертном полку, и живёт в сердцах своих родных.

   

 

Меня пригласили в гости, как корреспондента. Мы сидим за столом, пьём чай и не торопясь ведём беседу.

Александр Николаевич расскажите, пожалуйста, о своём дяде.

-Дядя мой, Батурин Николай Васильевич, родился 8 августа 1924 года в деревне Шонгино, Парабельского района, Томской области.  В семье детей было трое, моя тётя Елена Васильевна, 1920 года рождения, моя мама Еликанида Васильевна – 1922 года, и мой дядя Николай Васильевич – 1924 года рождения. В семье он последний, и со слов мамы, рос он добрым, трудолюбивым, отзывчивым мальчиком, любил помогать отцу, часто они с отцом рыбачили, ходили на охоту. Когда пришла война, ему было всего 17 лет. Он просился на фронт. Его не взяли, сказав, - «что придет и твоё время парень». Время пришло, когда Николаю исполнилось 18 лет. 24 августа 1942 года Парабельским районным комиссариатом он был призван на службу в ряды Советской Армии.

Александр Николаевич расскажите, пожалуйста, где служил ваш дядя, в какой части, о каких фронтовых событиях рассказывал.

- Рассказывать о войне, он вообще не любил. Можно сказать, что почти ничего и не рассказывал. И фильмы о войне не любил. Единственный раз я видел, как нахлынули на него воспоминания, и побежали слёзы… А служил мой дядька в 1013 гаубичном артиллерийском полку (гап) в составе 55 гаубичной артиллерийской бригады (габр) на Калининском фронте, разведчиком-корректировщиком. Но сначала он прибыл со своими товарищами сибиряками в Московский военный округ. Гнал врага от Москвы за сотни километров.  Говорил - «Что много там наших товарищей полегло.  И не страх там был, а ад, когда к селу Духовщине солдаты по трупам  бежали.  Месиво там было, земля наша, нашими солдатами укрыта была».

24 августа 1943 года во время упорных боёв за село Духовщина Смоленской области, мой дядя (данные с наградного листа) – «Рядовой Батурин Н.В., будучи разведчиком-корректировщиком, был тяжело ранен в правую ногу и, тем не менее, продолжал оставаться на поле боя и вести наблюдение. И только после контузии по приказу командования оставил поле боя».

Отправлен в госпиталь, но шанс остаться живым у него был мал. Да он остался жив, но стал инвалидом, в госпитале ему пришлось очень долго бороться за то, чтобы самостоятельно встать на свои ноги. Но он сибиряк, справился и с контузией и с ранением.

Я читал, там, где воевал, мой дядя были жесточайшие бои – это Калининская и Смоленские области. 7 августа 1943 года началась Смоленская наступательная операция, через леса, болота, торфяники на Уткино, Панкратово, Лелейково. Огонь на врагов лился не только из орудий, но и от рук сибиряков. Сибиряки часто шли в рукопашные схватки, солдаты использовали стрелковое оружие, сапёрные лопаты, ножи, штыки. Фашисты боялись идти в рукопашную с Сибиряками и старались этого избегать, а уничтожали наших солдат  при помощи артиллерии, авиации и миномётов. А мой дядька, как разведчик, должен быть вычислить их укрепления. У немцев были «бронированные гнёзда», это такие инженерные укрепления, а внутри сидел пулемётчик, и оттуда лился шквал огня.

Я смотрю на наградной лист и думаю, какой внутренней силы должен быть человек, чтобы пройти все ужасы войны. Указом Президиума Верховного Совета - Батурин Николай Васильевич награждён Орденом Славы 3 степени. Да и ещё один момент, именно в Армии Николай Васильевич вступил в ряды ВЛКСМ, в августе 1943 года, перед своим решительным боем.

 А ваши родные помогали фронту?

- Семья моих родных активно принимала участие в сборе денежных средств на нужды фронта, помогали и рыбой, и мясом. Дед мой был охотником и рыбаком, поэтому рыбы сдавалось на нужды фронта очень много, ее  солили, сушили и отправляли на фронт, собирали и отправляли дикоросы. Моя мама, Еликанида Васильевна, в 1941 году поступила в Томское медицинское училище и всю войну проработала в Томском госпитале, куда привозили раненых солдат. Она фельдшер по образованию.

Николай Александрович, а где после войны жил ваш дядя.

- Когда дядя вернулся с фронта, он женился, а потом вся наша семья переехала в Ларькский район (Нижневартовский район) ХМАО – Югры, добросовестно все трудились, растили детей. Теперь многие там и похоронены.

Спасибо, Александр Николаевич, что рассказали мне о подвигах своего родного дяди – Батурина Николая Васильевича и его семьи.

Вот только одна семья и её история, но и это ещё не всё, а взять у семьи вторю половинку, со стороны жены и там солдаты Великой Отечественной войны, но они уже Омичи. И эта другая история о трёх братьях-солдатах. Но ведь они тоже Сибиряки.

Я читал, что в начале войны в военные комиссариаты сибирских городов пришли сотни тысяч добровольцев – это рабочие, служащие, охотники. И мне хочется сказать, что нам – Сибирякам, не стоит забывать подвиг своих предков, которые с огромным мужеством и небывалой отвагой смогли остановить врага не только под Москвой, но и выгнать его с нашей Земли, а ещё и помочь соседям, хотя помощь эта обошлась нашей Родине миллионами погибших солдат. Вечная Им Слава и Память!

Родственники этих  Героев проживают и в нашем городе Лангепасе.

 

Мамай Матвей

ЛГ МАОУ «ДШИ»

д\о «Непоседы»,

педагог дополнительного образования

Абрамчук Светлана Геннадьевна