Профилактика уходов ребёнка из дома.

Памятка для оказания содействия родителю, ребенок которого был перемещен или удерживается на территории иностранного государства (Конвенция 1980 года) (pdf).

Памятка для оказания содействия родителю, ребенок которого находится на территории иностранного государства (Конвенция 1996 года) (pdf).

Чаще всего поводом уйти из дома становится игнорирование потребностей ребёнка, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-17 лет.
 Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен.
 Родители, не забывайте о потребностях своих детей, которые они не всегда могут или умеют удовлетворить конструктивным способом.

 Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше.
 Одна из задач развития детского возраста — исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: всё познать, всё испытать, всё попробовать, То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.
 Профилактические меры:
 Организуйте свободное время ребёнка, в котором ему представится возможность удовлетворять своё любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы и т. д.

Переживание «драйва».
 Дети любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить «с кем-то, но не со мной».
 Дети весьма отстранённо воспринимают аргументы о том, что «когда-то в будущем» они могут жестоко поплатиться своим здоровьем. К этому можно добавить стремление переживать напряжение определенного страха. Им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по-настоящему.
Профилактические меры:
 Стимулируйте ребёнка участвовать в соревнованиях, походах, играх и т.д., где детям предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска (так называемого «драйва»), преодоления собственного страха. Конечно, переживание подобного полезного «драйва» легко найти в спорте. Кроме того, в спорте можно разрядить социально приемлемым способом накопившееся напряжение.

 Скука.
 Скука - это тяжёлое эмоциональное состояние. И к подобному состоянию нужно относиться так же серьезно, как, например мы относимся к депрессии. Чем может быть вызвано такое состояние? Чаще всего скука это следствие какой-либо из описанных ниже причин:
1. Отсутствие смысла жизни:
 - полученных в детстве психических травм, в том числе от пережитых трагедий, насилия, жестокого обращения;
 - тяжёлых разочарований (например, предательство близких людей);
 - чрезмерного баловства, когда ребёнок просто не успевает чего-то по-настоящему захотеть - у него всегда всего слишком много;
 - чрезмерной критичности взрослых.
2. Хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей: в уважении, любви, принятии значимых людей.
3. Жизнь «пока»: всё, что должно произойти в жизни важное, значительное, интересное, будет когда-то в будущем, причём сроки не определены и кажутся очень далекими; а пока нужно просто ждать, когда это произойдет, ожидание всегда томительно и скучно.
4. Неразвитость творческих способностей - творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому и свое свободное время он заполняет с интересом и вдохновением; когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.
Профилактические меры:
- Создайте условия, при которых ребенок, имея всё необходимое, всё-таки должен добиваться осуществления некоторых желаний, совершать какую-то работу для получения вознаграждения.
- Научите ребенка мечтать и пробовать свои силы, помогать в достижениях. Создайте ситуацию успеха.
- Развивайте лидерские качества, уверенность ребёнка в себе.
- Развивайте в ребёнке творческие способности.
- Научите ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществимые шаги.

Принадлежность к социальной группе («я как мои друзья»).
 Ребёнок, в силу разных причин, часто не умеет сказать нет. Для него страх от последствий совершаемого не так силён, как страх потери расположения друзей. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значима для него симпатия сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению.
 Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.
Профилактические меры:
- Развивайте в ребёнке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.
- Научите ребёнка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.
- Развивайте в ребёнке физическую силу.
- Развивайте в ребёнке умение общаться.

 Протест против родителей.
 Дети бунтуют против родителей, их правил, установок, но на самом деле их зависимость от семьи еще очень велика. Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребёнка. Фактически, подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется стремление к саморазрушению.
Профилактические меры:
- Моделируйте условия, метафорически воссоздающие жизненные ситуации, обращайте внимание на неотвратимость ответственности за любое своё решение и каждый поступок.
- Научите ребёнка самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю?»
- Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.

Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том числе в любви), переживания тяжелой утраты (смерти любимых людей).
 Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется всё, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать, часто ищет способ перестать чувствовать противоречия в душе.
Профилактические меры:
 1. Научите подростка видеть неоднозначность жизни и социальных явлений - в любом негативном явлении содержится позитивное зерно, а в любом позитивном явлении есть предпосылка негативу.
 2. Поддержите подростка при переживании им горя, разочарования в любви.
 3. Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов доверия и кабинетов психолога. Объясните ребёнку: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? как обратиться к психологу?

 Итак, мы имеем множество причин, по которым подросток может начать практику уходов из дома. Это перечисление немного пугает, поскольку кажется, что избежать деструктивного поведения просто невозможно. На самом деле все не так страшно!
 Во-первых, мы описали крайние варианты деструктивных процессов у подростков.
 Во-вторых, опасной интенсивности достигают не все проявления сразу, а только некоторые из них.
 В-третьих, подростки с удовольствием и готовностью откликаются на искреннее внимание и заинтересованность ими и их проблемами со стороны взрослых людей.
 В-четвертых, подростки с удовольствием обучаются всему новому, и польза сочетается с возможностью проявить себя, почувствовать свою успешность, повеселиться и творчески самореализоваться.

Советы для достижения гармонии в семье с Вашим ребёнком :
1) Старайтесь ежедневно общаться с ребёнком, узнавать новости со школы, его успехи и проблемы в учёбе, интересоваться взаимоотношениями в классе;

2) Обращайте внимание на настроение ребёнка, когда он пришёл со школы. Стоит насторожиться, если он приходит поникшим и грустным, а утренний поход в школу сопровождается слезами и нежеланием учиться.

3) Выслушайте своего ребёнка, даже если Вы очень устали! Ведь именно Вы тот человек, от которого Ваши сын или дочь хотят услышать доброе слово и совет.

4) Помните! Уход из дома – это протест ребёнка, его защитная реакция. А в некоторых случаях и манипулирование родителями! Задумайтесь, что же Вы сделали не так?

5) Уделяйте больше внимания Вашему чаду. Говорите с ним. Займитесь общим делом. Это сближает.

6) Организуйте занятость ребёнка в свободное время: запишите его на кружки, секции. При этом обязательно учитывайте его желания!!! Если это будет против воли ребёнка, то все ваши усилия будут тщетны.

7) Узнайте, с кем дружит Ваш ребёнок. Подружитесь с ними и Вы. Приглашайте в гости, разговаривайте с ними о делах в школе и за её пределами.

8) Никогда не бейте своего ребёнка!!! Вместо физического наказания используйте слова, с помощью которых можно донести любую информацию до провинившегося.

Если Ваш ребёнок ушёл из дома, то необходимо организовать первоначальные розыскные мероприятия:

- созвониться с друзьями и знакомыми своего ребёнка, а также родственниками;
- посетить их по месту жительства; проверить места возможного его нахождения, где обычно гуляет.

 Если первоначальные поиски не принесут положительного результата, необходимо обратиться в милицию с заявлением о розыске. Родители имеют право обратиться в правоохранительные органы по истечению 2 часов с момента исчезновения ребёнка.