Историческая справка Художественного отделения

 Становление. Детская художественная школа открылась в Лангепасе 6 декабря 1991 года. Расположилась она в приспособленном помещении — на первом этаже жилого дома. Педагоги Г.М. Горбунова и С.И. Чиржа начали обучать первых 30 ребят.

 Как всегда бывает в таких случаях, на долю первого состава педагогического коллектива, руководил которым Захар Михайлович Григорьев, выпала хлопотная и очень ответственная миссия по становлению учреждения дополнительного образования. Первым педагогам пришлось создавать материально-техническую базу школы, формировать систему ее традиций. Основу коллектива преподавателей художественной школы составили выпускники Магнитогорского и Нижегородского педагогических институтов: Е.В. Сорокина, Г.Н. Лемьева, А.Л. Годуненко, А.Н. Седов, Т.В. Седова. Именно эти преподаватели в последующие годы разработали основные направления развития художественной школы. Первые шаги педагогов и учащихся были робкими. Учились не только ребята. Набирались опыта и преподаватели. Порой они сутками пропадали в школе, занимаясь самосовершенствованием и как педагоги и как профессиональные художники.

 Постепенно Художественная школа «мужала» и «крепчала». Количество учащихся выросло до 80 человек. Пополнялся натурный фонд. Он уже состоял не из двух ваз и трех чашек. Появились в школе чучела птиц и животных, предметы быта и домашнего обихода, гипсовые формы.

 Школа стала выставлять работы учащихся на различных городских выставках. А первое большое признание пришло в 1993 году на окружной выставке «Северная фантазия». Она проходила в городе Мегионе. Тогда высокую оценку получила работа «Хантыйские мотивы» О. Кравченко. Затем был успех в Радужном. Первый выпуск учащихся школы состоял из 6 человек. Один из выпускников — П. Сацукевич выбрал профессию скульптора-резчика и поступил в Минское училище декоративно-прикладного искусства.

 Пробовали свои силы в большом искусстве и педагоги школы. Каждый в своем направлении. З.М. Григорьев занимался деревянной скульптурой малых форм, А.Л. Годуненко, А.Н. Седов, Е.В. Сорокина — живописью, Т.В. Седова — декоративно-прикладным искусством, Г.Н. Лемьева — графикой. Преподаватели художественной школы активно вели выставочную деятельность на городских экспозиционных площадках. Так постепенно росло и утверждалось в небольшом северном городке под названием Лангепас изобразительное искусство.

 Период взросления. В 1995 году художественная школа была передана в ведение муниципалитета. Руководителем муниципального учреждения дополнительного образования назначили Елену Владимировну Сорокину. Под ее руководством, «Лангепасская Художественная школа» вышла на первые позиции в округе.

 По итогам третьей региональной выставки художественного творчества «Юный художник» (она проходила в Тюмени в 1996 году) работы учащихся школы были включены в каталог «Юный художник». После этого события начался активный творческий рост учащихся и педагогов образовательного учреждения. Школа стала постоянным участником выставок различного уровня: окружных, региональных, всероссийских, международных. В их числе «Северная палитра» (проходила в Международной галерее в г. Москве), Международная выставка в г. Донецке (На ней коллекция Лангепасской художественной школы была отмечена как лучшая).

 Участие в подобных вернисажах — это и своеобразный отчет юных дарований и их педагогов, и стимул к дальнейшему творческому росту.

 В соответствии с Положением о назначении стипендии Главного управления Культуры Ханты-мансийского автономного округа за победу в выставках-конкурсах десяти учащимся школы - дипломантам первой степени была назначена стипендия на 1998-1999 учебный год.

 Кадры решают всё. Не отстают от своих учеников и преподаватели.В 1996 году на на традиционной выставке «Югра художественная» организованной Главным управлением культуры округа, в пятерку лучших вошла работа директора школы Е.В. Сорокиной «Портрет сына».

 В 1998 году на этой же выставке преподаватель А.Н. Седов получил диплом первой степени. Так же он стал победителем за исполнение лучшей эмблемы к чемпионату мира по биатлону 2003 года. На выставке «Рождественские звезды 2002 года» в Нижневартовске преподаватель Т.В. Седова в номинации «декоративно-прикладное искусство» получила гран при. В 2003 году в той же номинации как лучшие были отмечены работы преподавателей Т.Н. Молодых и Л.П. Климиной.

 Ища себя в творчестве, преподаватели Лангепасской художественной школы радовали своим искусством жителей многих городов автономии и других регионов. Сегодня их знают не только в родном Лангепасе, но и городах Радужный, Нижневартовск, Нефтеюганск, Тобольск, Ханты-Мансийск. Работы педагога А.В. Долганенко приняли участие в международной выставке «Внутренняя Азия. Северная версия», которая экспонировалась в городах Новосибирск и Ханты-Мансийск.

 В январе 1995 года материально-техническая база школы пополнилась офортным станком. Дети Лангепаса получили возможность обучаться печатной графике. Это достаточно редкий предмет не только для детских художественных школ, но и для высших учебных заведений, поскольку печатная графика и по сей день считается самым молодым видом изобразительного искусства. Благодаря энтузиазму педагогов А.В. Седова и А.В. Долгененко разработала авторскую программу по данному предмету.

 Десять лет над своей авторской педагогической программой по декоративно-прикладному искусству «Фриволите» трудилась Т.В. Седова. Результаты внедрения обеих программ в обучающий процесс были ошеломляющими. Огромное количество дипломов первой, второй, третьей степени были получены учащимися на окружных и региональных выставках.

 В 2003-2005 учебных годах обученные доверием коллег А.В. Долганенеко и Т. В. Седова стали соискателями премии главы города в номинации «За разработку, внедрение и издание авторских программ» городского конкурса «Педагог года». Оба преподавателя заняли первые места.

 С годами увеличивалось количество ребят, желающих заниматься изобразительным искусством. Пополнял свои ряды и педагогический коллектив. По прежнему школьные преподаватели продолжали работать над собой, совершенствую педагогическое мастерство и свой художественный профессионализм. Молодость, энтузиазм, желание творить, знания и опыт, чувство товарищеского локтя всегда были верными помощниками в этом. Благодаря активной жизненной позиции педагогов художественной школы в коллективе появляются новые победы и достижения. Так, в 2004 году преподаватель Е.В. Ермак получила первое место в номинации «Сердце отдаю детям» ежегодного городского конкурса «Педагог года». В 2005 году ее коллега Т.А. Динуллова в той же номинации заняла третье место.

 На новом этапе. 25 декабря 1998 года в жизни художественной школы произошло очень важное событие. Администрация преподнесла коллективу педагогов и учащихся бесценный подарок - новое специализированное здание с просторными классами, новый коллекцией скульптур. Входя в него сразу же понимаешь, что попал в царство изобразительного искусства.

 Подарки на этом не закончились. В январе 1999 года по решению муниципалитета в школе было открыто подготовительное отделение для детей 7-10 лет. Как считают педагоги это был мудрый шаг, который позволило создать условия для выявления на раннем этапе детских способностей.

 На подготовительном отделении ежегодно обучаются 100 ребят. Благодаря педагогу Т.А. Диннуловой значительная их часть переходит в первый класс основной школы. где им предстоит осваивать академический курс изобразительного искусства. На сегодняшний день всего в художественной школе учатся 280 ребят.

 Гордостью школы является возможность выехать на искусствоведческую практику за пределы огорода, округа. Такое может себе позволить далеко не каждая художественная школа России, так как выездная практика требует значительных денежных затрат. Благодаря финансовой поддержке городской администрации учащиеся школы выезжают на культурные центры нашей страны, где соприкасаются с продленными произведениями изобразительного искусства народов мира. Так они познакомились с архитектурой г. Тобольска, городами Золотого кольца России, Памятниками калининского литья в г. Екатеринбурге, шедеврами Великих мастеров в блистательном Санкт-Петербурге.

 Не раз Лангепасской Художественной школе оказывалась честь представлять Ханты-Мансийский автономный округ в межрегиональной творческой школе (г. Тюмень), организованной под патронатом Министерства культуры РФ, участвовать в мастер-классах, которые проводятся в рамках программы Фонда «Новые имена» (г.г. Суздаль, Москва, Геленджик).

 Течет время. В нашей жизни произошло много изменений. На современном этапе изменил подходы в обучении и профессиональной ориентации детей и педагогический коллектив художественной школы. Если ранее преподаватели стремились направлять своих учеников только в художественные учебные заведения, то сегодня для них главным стало то, чтобы ребята выросли ребята с тонкой душой, способными подойти к любой работе творчески. Но, несмотря на это, они всегда были рады, если кто-то из учащихся готов продолжить их дело, посвятив себя миру изобразительного искусства.